Социальными сетями пользуются 60% россиян. Такие данные получил «Левада-центр» в результате всероссийского опроса в декабре 2016 года. Эта доля на 4 процентных пункта больше, чем в 2015 году, и на 20 больше, чем в 2011-м. Социологи также выявили, что каждая сеть имеет свой социально-демографический портрет, а сельские жители общаются онлайн в два раза меньше, чем москвичи.
Респонденты чаще всего говорили, что общаются «ВКонтакте» (40%), «Одноклассниках» (34%), Facebook (9%), «Моем Мире» (7%), Twitter (5%), «Мой круг» (3%), ЖЖ (3%). Вариант «другое» выбрали 2% опрошенных, а 1% затруднились с ответом.
Социолог «Левада-центра» Карина Пипия рассказала «Известиям», что «ВКонтакте» особенно популярна среди молодежи — практически 80% среди учащихся предпочитают использовать данную соцсеть для общения. Одноклассники наиболее популярны среди женщин среднего возраста. А вот Facebook и Twitter чаще используют люди с высоким социально-экономическим бэкграундом, занимающие руководящие должности и имеющие высокие доходы и образовательный уровень. В этих сетях «обитает» больше мужчин, чем женщин.
Распространенность соцсетей во многом зависит от места жительства. Например, среди москвичей самый большой процент пользователей (49%), а среди сельских жителей — самый низкий (29%).
Заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин факультета социальных и экономических наук (ФЭСН) РАНХиГС, профессор Елена Зарецкая объясняет это уровнем доходов. Чем он выше, тем больше возможностей для приобретения гаджетов.
— Там, где у населения есть средства и минимальные пользовательские навыки, распространенность социальных сетей будет постоянно расти и в скором времени достигнет 100%, если не считать младенцев и стариков, — говорит профессор.
По ее мнению, существуют две причины для все возрастающей популярности социальных сетей. Во-первых, онлайн общаться гораздо проще, а людям свойственно выбирать легкий путь. А во-вторых, человек, не имеющий аккаунта, выпадает из социума, поскольку окружающие сидят в сетях.
— Реальное общение с глазу на глаз — это немалая нагрузка, предполагающая реакцию на эмоциональное состояние собеседника, его взгляд, его отношение к вашему внешнему виду. В социальных сетях все гораздо проще. Партнер вас не видит, а чтобы ответить, достаточно поставить «лайк», просто нажав на кнопку, — говорит Елена Зарецкая.
По ее мнению, общение онлайн приводит к снижению коммуникативной подготовки. Люди, привыкшие к переписке в интернете, просто теряются, когда оказываются в ситуации, предполагающей открытую прямую речь.
— Каждый год приходят первокурсники, и каждый раз это новый образ, который движется к более упрощенной модели коммуникации. Я считаю, это путь к деградации, — считает Елена Зарецкая.
Однако директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова говорит, что люди не замкнулись в социальных сетях, а просто научились ими пользоваться. Увеличение общения в интернете — это естественный процесс общественного развития, который идет параллельно с развитием технологий.
— Социальная сеть — это один из каналов обмена мнениями. Люди учатся выражать недовольство в переписке со своими френдами, развивают коммуникативные навыки, — сказала Ирина Мерсиянова.
Профессор кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Ольга Астафьева полагает, что в повышение количества людей, общающихся в социальных сетях, обусловлено развитием технологий.
— У большего количества людей появляется возможность для общения в интернете. Это не хорошо и не плохо, это данность, характерная для культуры информационного общества, — сказала она.