Начнем с того, что уже есть… Рассмотрим пять главных действующих “новинок”.
1. С заходом солнца и до восхода необходимо включать ближний свет фар. Раньше можно было еще полчаса после захода и до восхода ездить без света. Также с 1 октября по 1 мая фары при движении авто за городом должны гореть круглосуточно. За нарушение — штраф 325-455 грн.
2. Стоянка на газонах запрещена! Газонами обозвали места, где растет трава. Если травы нет, а просто земля — это не газон. Штраф 255-340 грн., но в ПДД есть лазейка — остановка (до 5 мин.) на газоне не запрещается. Это, в принципе, позволит нивелировать запрет. Во-первых, фактор “5 минут” позволяет утверждать “щас отъеду”, и так целый час. А во-вторых, некоторые газоны так “отшлифованы” колесами авто, что трава на них не успевает прорасти…
3. Увидев стоящий транспорт, который перевозит детей (на нем должен быть знак “Дети” и включены желтые проблесковые маячки или аварийная сигнализация), водитель должен снизить скорость, а при необходимости (дети переходят дорогу) остановиться, как перед зеброй.
4. Введено 11 новых знаков и 5 табличек к ним. Самые важные — “Впереди новые дорожные знаки” и табличка “Зона плотной застройки” под названием населенного пункта на синем фоне. Она обязывает снизить скорость до 60 км/ч, ранее можно было ехать 90 км/ч. Все знаки должны быть установлены так, чтобы их было видно не менее чем за 100 м и на высоте не выше 6 м. Также дорожные знаки имеют приоритет над разметкой. Раньше это не регламентировалось.
5. На двухполосных и более дорогах официально разрешено опережать транспорт справа (не обгонять, обгон — это опережение с выездом на встречную полосу). За опережение не штрафовали и раньше, но термин не использовался в ПДД. На однополосных дорогах опережение справа, в том числе по обочине, запрещено (штраф 425-510 грн.).
Теперь о перспективах — о том, каких еще изменений ждать украинским водителям, исходя из текста зарегистрированных законопроектов.
1. Обязательная установка в салоне машины постоянно работающего видеорегистратора, “картинка” с которого может служить доказательством при ДТП, общении с инспектором. За отсутствие — штраф 17-51 грн. Самая дешевая видеокамера стоит около 200 грн., но дает видео низкого качества, цена хорошего регистратора, на котором четко видно лицо и номерной знак инспектора, номера едущей впереди машины, дорожные знаки и разметку — от 500 целковых.
2. Запрет тонированных стекол за исключением заводской тонировки — затемнение 10% ветрового стекла вверху и уменьшение пропускной способности боковых стекол на 5%. Гаишники получат 24 передвижных измерительных лаборатории (по одной на область) для контроля техсостояния транспорта и право проверять тонировку. За нарушение — штраф 510-680 грн. плюс растонирование стекол.
3. Наказание за выброшенный на дорогу мусор (как на ходу, так и во время стоянки) из частных автомобилей. Штраф 340-510 грн., причем отвечает за чистоту водитель, а не пассажиры, независимо от того, кто кинул мусор. Сейчас такая норма действует для общественного транспорта и маршруток.
4. Введение автоматической видео- и фотофиксации нарушений ПДД. Система “Гарпун” уже работает, фиксирует превышение скорости на основных трассах под Киевом, но лишь передает “картинку” на ближайший пост ГАИ, где инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол. Предполагается, что узаконят автофотофиксацию не только превышения скорости, но и проезда на красный свет, разворота через двойную сплошную, обгона на перекрестке и т. д. Заполненный протокол с фото, координатами места и временем нарушения придет по почте владельцу машины. Если за рулем был не он — придется идти в ГАИ по месту жительства, чтобы указать имя виновного, тогда протокол переоформят.
5. Ужесточение наказания за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. За это грозит штраф 6800-7650 грн. или лишение прав на 3-4 года. Сейчас наказывают 2550-3400 гривнами и 1-2 годами соответственно.